|
КАК ПОЛУЧИТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
КАК ПОЛУЧИТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА,
умеющего применять знания на практике?
Чтобы стать хорошим специалистом, нужны, как известно, не
только знания, но и умения, навыки. Знание - вещь абстрактная.
Перефразируя известную поговорку, из них шубы не сошьешь.
За знание закона Ньютона никто денег платить не будет. Вот
если за этим знанием стоит умение и навык в строительстве
коттеджей, тогда другое дело.
По Ожегову "навык - умение, созданное упражнениями,
привычками. Умение - способность делать что-либо, приобретенная
знанием, опытом". Например: вы учились английскому языку
и благодаря полученным знаниям приобрели умение говорить по-английски.
Потом вы стали пробовать себя в качестве переводчика. Один
раз, другой, третий... Стало получаться. Ваши попытки превратили
ваше умение в навык работы переводчиком. Теперь вы готовый
специалист и вас ищет работодатель.
Итак, в основе всего лежат знания, хотя умение и навыки,
базирующиеся на них, ближе стоят к деньгам, к заработной плате,
к обеспеченной жизни. Внимание к навыкам и умениям - значительный
резерв высшей школы в оказании помощи выпускникам вузов в
трудоустройстве. Они повышают его готовность к работе, сокращают
период адаптации на рабочем месте. Что сегодня могут предложить
вузы? К сожалению очень немного. Большинство считает себя
принципиальными сторонниками производства знаний и их можно
понять. Много и таких, которые не умеют прививать навыки и
умения. Хватает и тех, которые не понимают сути происходящего
на рынке занятости и не осознают своей ответственности перед
студентами.
Взгляните на рекламные объявления вузов и др. учебных заведений.
В них, как в зеркале, отражается позиция института и его отношение
к проблемам студентов. "Наш институт (университет, академия,
техникум) имеет такие факультеты, как ... Мы готовим студентов
по таким специальностям, как...". Даются длинные перечни,
указываются сроки обучения, адреса приемных комиссий. На наш
взгляд, рекламная компания пройдет успешнее, если абитуриенты
получат информацию прежде всего о навыках и умениях, которые
они приобретут в процессе обучения в вузе. "Выпускники
нашего института умеют... (далее идет длинный список того,
что они умеют делать)". Например, выпускники экономического
факультета умеют рассчитывать заработную плату, вести бухгалтерский
учет, составлять коллективные договоры, разбирать трудовые
споры, проводить экономический анализ и аудит деятельности
предприятия, социологические исследования, работать на компьютере
и т.п. В технических вузах этот перечень соответственно будет
другим, но единая методика изложения возможностей выпускников
станет понятнее и абитуриентам и работодателям.
И еще один важный вопрос, правильный ответ на который позволяет
обрести уверенность в завтрашнем дне нынешним студентам. Когда
начинать искать постоянную работу и как это делать?
Поскольку никаких рекомендаций на этот счет нам найти не
удалось, обратимся к опыту французских студентов, хотя речь
пойдет по сути о негласных правилах взаимодействия студентов
и работодателей, широко распространенных во всем мире.
Так вот, активный поиск основной будущей работы начинается
на ... третьем курсе. Считается нормой, если один студент
отправит на фирмы, в организации порядка 300 писем. В них
он спрашивает о возможностях и условиях прима на работу, ее
содержании, интересуется перспективами роста уровнем заработной
платы, социальными гарантиями, имеющимися вакансиями, фамилиями
руководителей подразделений, их телефонами, тем, какие знания,
навыки и умения потребуются не вообще на фирме, а на конкретном
рабочем месте, и многим другим. На письма студентов принято
давать подробные ответы, с учетом их интересов, как это делается
среди заинтересованных партнеров. В случае если фирма выразит
готовность к сотрудничеству со студентом, она вправе потребовать
от него дополнительных усилий. Хотите получить место в перспективном
отделе - выучите самостоятельно университетский курс
высокомолекулярной химии и португальский язык. Уверяю вас,
студент сделает это обязательно. Там, где работают с перспективой,
умеют ценить специалистов откликающихся на нужды фирм.
Несколько слов о развитии навыков делового общения у студентов.
На Западе, в США этому уделяют большое внимание. Существуют
прекрасные научные разработки, выполненные, например, профессорами
Гарвардской школы права Роджером Фишером и Уильямом Люри.
Организованы лекции в университетах, высших школах, не говоря
уже о многочисленных курсах, которые можно закончить в вечернее
время.
Упомянутая выше практика поиска работы студентами также помогает
им в приобретении навыков делового общения, ведения переговоров,
умении устанавливать контакты, налаживать личные связи, добиваться
поставленной цели. К большому сожалению, в России этому уделяется
традиционно мало внимания. А потребность в специалистах, обладающих
навыками делового общения, растет день ото дня.
Посмотрите на объявления в газетах и журналах: фирме требуется
технический директор, умеющий ладить с людьми, знающий организацию
складского хозяйства в компьютерном бизнесе; фирма приглашает
активных, коммуникабельных, с навыками организаторов специалистов
с высшим образованием; фирма приглашает менеджера, делового,
энергичного человека, умеющего находить общий язык с людьми,
опыт работы на управленческих должностях обязателен.
Те работодатели, которые задумываются о будущем своей компании,
неизбежно вынуждены будут обратиться к сотрудничеству с ВУЗами
нашего города и совместными усилиями готовить для себя будущих
специалистов.
Скоординировать эту работу, помочь студентам приобрести необходимые
навыки общения, а работодателям молодых специалистов, адаптированных
к современным методам ведения бизнеса, помогут сотрудники
агентства "Кадры" по программе кадрового
Клуба "Твоя карьера".
Оформите заявку через интернет.
Использование материалов публикаций
с сайта возможно только при согласии администрации агентства
со ссылкой на источник.
|